Закрыть

Как устроена ярмарка Cosmoscow и на каких художников обратить внимание

К самой масштабной ежегодной ярмарке российского искусства вспоминаем, где и с чего начиналась арт-ярмарка Cosmoscow, а заодно присматриваемся к молодым художникам, работы которых можно купить в «Манеже» 18–20 cентября

Как возникла ярмарка Cosmosow

Крупнейшая российская ярмарка современного искусства Cosmoscow (и долгое время единственная) появилась в 2010 году и тогда называлась арт-шоу. Первый выпуск был по-настоящему глобален: 15 российских галерей и 15 иностранных, причем половина международных участников — тяжеловесы рынка: Contemporary Fine Arts, Sprüth Magers и Nordenhake, нью-йоркская Leo Koenig, лондонская Simon Lee, амстердамская Fons Welters и другие. Название, по словам директора и одного из основателей ярмарки Маргариты Пушкиной, обыгрывало словосочетание «потому что Москва» (‘cause Moscow). Ярмарка тогда проходила на территории фабрики «Красный Октябрь», еще не полностью сдавшей свои арт-позиции (до 2009 года здесь просуществовал основанный по инициативе художника Владимира Дубосарского центр «АРТСтрелка»).

После этого случился перерыв длиной в четыре года, и в 2014 году ярмарка переехала в «Манеж», а год спустя нашла свое постоянное место в Гостином дворе, где должна была проходить и в этом году. Чем дальше развивалась ярмарка, тем больше появлялось у нее направлений, пограничных и отличных от собственно арт-торговли: со временем сформировался фонд Cosmoscow, который напрямую покупает у художников отдельные работы и дарит их музеям. Фонд также номинирует и выбирает «Художника года», «Музей года» (с собственным стендом на ярмарке) и «Институцию года», проводит благотворительные аукционы и грантовую программу Ruinart Patronat, награждающую художника на свой выбор. Каждый день работы ярмарки по расписанию идут интенсивные дискуссии, обозревающие обширный круг тем — они могут включать в себя и гендерные проблемы арт-мира, и смену текущего положения дел под действием новых технологий.

© cosmoscow.com

Пандемийный 2020 год парадоксально стал самым успешным для русского ярмарочного искусства: у Cosmoscow запустился сателит Blazar, популяризирующий молодое искусство за доступные цены, а экспозиция самой Cosmoscow чуть ли не полностью была продана уже на предпоказе. В прошлом сентябре в Москве одновременно после весенне-летнего перерыва, локдауна и карантина открылись Blazar, Cosmoscow, выставки в «Гараже» и других больших галереях и музеях, и на волне охватившей город арт-эйфории галерейные продажи на 8-й Cosmoscow выросли на треть по сравнению с прошлым годом и составили €2,4 млн (в 2019-м продажи составили €1,7 млн, в 2018-м — €1,3 млн).

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке и ценностях

В этом году Cosmoscow тоже должна была проходить синхронно с ярмаркой Blazar и гаражным открытием, но в итоге перенеслась на 18–20 сентября в Центральный манеж. Как рассказывает Маргарита Пушкина, 1 сентября, фактически за неделю до открытия проекта, организаторы ярмарки получили уведомление о продлении работы одного из крупнейших в России центров вакцинации, расположенного в Гостином дворе. Понимая невозможность совмещения центра вакцинации и ярмарки на одной площадке, даты проведения ярмарки пришлось перенести. «Мы сделаем все возможное, чтобы, несмотря на возникшие обстоятельства, 9-й выпуск Cosmoscow состоялся в запланированном масштабе и прошел успешно для всех участников ярмарки, — говорит Пушкина. — Заявок в этом году пришло рекордное количество — 80, однако три галереи не смогли перенести свое участие в новые даты, поэтому общая цифра участников составила 77». По словам Маргариты Пушкиной, многие российские галеристы, а также логистический партнер ярмарки предложили собственные помещения для хранения произведений иностранных участников. Некоторые проекты, как ведущая азиатская галерея Pearl Lam, смотрят на этот перенос даже позитивно, объясняя, что сдвинутые сроки дали больше времени на подготовку.

Как устроена Cosmoscow 2021

Для удобства ярмарка делится на четыре части.

Main

В этой секции участвуют галереи старше пяти лет. Показывают в силу своих лет и статуса уже состоявшихся художников. Начинающим коллекционерам стоит иметь в виду, что цены тут будут выше. «Вертикальная картина #1» Ильи и Эмилии Кабаковых, например, обойдется в 55 млн руб.

Frame

В этой секции представлены молодые галереи и/или существующие онлайн. Цены ниже. Если вам что-то приглянется, лучше не откладывать с покупкой. Как показывает пример Алексея Дубинского, представленного платформой Sample (см. ниже), за год стоимость работ начинающего художника может увеличиться двукратно.

Design

Для коллекционного дизайна отведен раздел с шестью участниками. В этих рядах можно купить легендарные объекты — вроде зеркала знаменитого итальянского архитектора и дизайнера, основателя дизайн-группы «Мемфис» Этторе Соттсасса за 1,3 млн руб.

Editions

Начинающим собирателям современного искусства стоит обратить внимание именно на эту секцию. Девять галерей представляют серийные работы известных художников. Например, на стенде Shaltai Editions можно купить шелкографию Александра Кутового за 50 тыс. руб., в то время как его скульптуры в галерее Lazy Mike обойдутся в 500 тыс.

Вместе с ярмаркой цифрового искусства CADAF на Cosmoscow будет представлена секция, посвященная диджитал-арту и NFT. Любителей медитативного приложения Endel ждет превью будущего проекта с HUTTON Development — генерируемого звукового пространства.  Примеры жизни работ в частных коллекциях можно увидеть в секции «Глазами коллекционера».

На кого из художников обратить внимание

Алексей Дубинский, Sample

Возможно, один из самых популярных на российском рынке молодых художников: его работы на прошлогодней ярмарке Blazar были раскуплены чуть ли не сразу после открытия, после чего в новом кафе Gentle появились два его огромных холста, а вскоре после весенней выставки в ММОМА были раскуплены абсолютно все его холсты. Еще год назад фирменные нарисованные одной линией цветы и натюрморты Дубинского уходили за суммы до €4000, в этом году средняя цена работ на стенде составит €7500.

© dubinsky_aleksey / Instagram

Ахмат Биканов, szena

Иногда при подготовке к рисунку Ахмат Биканов покрывает бумагу раствором шафрана: так еще некоторое время рисунок сохраняет этот запах. Его акварельные миниатюры передают это хрупкое ощущение уходящего времени, ностальгии и красоты: воспоминания о Нальчике и природа Кабардино-Балкарии появляются в качестве мотивов его рисунков. Биканов — архитектор и художник, первая выставка которого прошла только в марте этого года (галерея szena увидела его работы в инстаграме) и на которой все рисунки и акварели были моментально разобраны. На небольшие по формату и тонкие по исполнению акварели Биканова выстроилась очередь, и это значит, что стоит успеть их купить, пока они не подорожали снова, — сейчас цены начинаются от 128 тыс. руб.

© szena / Facebook

Алина Глазун, ArtTube Editions

Художницу стоит отметить за феноменальную продуктивность: раз в несколько дней в своем инстаграме она показывает новую работу, в которой обязательно будут участвовать надписи, выложенные фишками «Скрэббла», изображения котов художницы, Улисса и Федра, а также чудесные находки с просторов «Авито». В этом году на Cosmoscow можно будет увидеть, как Улисс с Федром отправляются исследовать космические просторы (это вариант инсталляции, которая будет показана в Тюмени на Уральской биеннале). Из бюджетных объектов на ярмарке можно будет купить «божественный чайный сервиз» из двух чашек и двух блюдец за 13 тыс. руб. — это тиражная работа (25 экз.). Будущему коллекционеру будет приятно знать, что до 26 сентября в ММОМА на Петровке показывают три работы художницы на выставке «Летняя коллекция», а в берлинском Haus am Lutzowplatz ее инсталляция с котом Федром, который заявляет, что «это нормально», участвует в выставке «Ceremony: Русская свадьба».

© alina_glazoun / Instagram

Федора Акимова, Lazy Mike

Автор одной из самых запоминающихся инсталляций на выставке «Выбирая дистанцию» музея «Гараж» — «Антиантроп»: армия окрашенных в нежно-зеленый цвет игрушечных динозавров, над которыми колыхалось облако из вышитого тюля («огромное полотно, сшитое из кусочков прозрачной невидимой ткани, которое держится только за счет вышитых фрагментов неба и земли»), стала одним из инстаграм-хитов выставки. В той же непростой манере исполнены и остальные работы художницы, театрального сценографа по образованию: это, как правило, сложносоставные инсталляции из объектов, живописи, ручной вышивки и игрушечных скульптур животных. Той же весной ее вышивку, живопись и видео с зеркалами, спрятанными в открытки, которые, по словам художницы, складывались в «незаметную тотальную инсталляцию», можно было увидеть на персональной выставке в ММОМА. Федора Акимова, кстати, очень не любит продавать свои работы, бережет их для выставок, поэтому купить их — большая удача.

© fedora__akimova / Instagram

Красил Макар, Triangle

Уличный художник из Екатеринбурга, который создает также живопись и объекты и имеет весьма узнаваемую манеру: в абстрактных работах соединяет с современными мотивами традиционные русские домовые узоры и мотивы XVII–XIX веков. В шутливой биографии сам о себе рассказывает: родился в 1889 году в селе Нижняя Синячиха, где долгое время занимался росписью утвари и изб, а в 2017-м переехал в Екатеринбург, чтобы переосмыслить свое мастерство на новый лад. Участник 2-й Триеннале в «Гараже» и Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2019).

© krasilmakar / Instagram

Recycle Group — о нейросетях, плесени и новой природе.

Источник: style.rbc.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *